Программа профессиональной переподготовки
Программа профессиональной переподготовки
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ

1.1. Нормативно-правовые основания разработки программы Нормативную правовую основу разработки программы составляют:

– Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; – приказ Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»;

– Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 52.05.01 "Актерское искусство" (уровень специалиста), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от "7" сентября 2016 г. №1146 Программа разработана на основе Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 марта 2011 г. N 251н г. Москва "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии".

1.2. Область применения программы Настоящая программа предназначена для подготовки конкурентоспособных, высококвалифицированных и компетентных специалистов для сферы театра и кино, способных к самосовершенствованию и развитию в условиях непрерывно меняющейся духовной и информационной жизни общества.

1.3. Требования к слушателям Лица, желающие освоить дополнительную профессиональную программу, должны иметь среднее или высшее образование. Наличие указанного образования должно подтверждаться документом государственного или установленного образца. Отбор на курс будет производится в виде конкурса. Предпочтение будет отдаваться претендентам уже знакомым с театром или кино.

Условия конкурса:

1. Чтецкая актёрская программа: басня, проза, стихи. Так же пластический или танцевальный этюд на тему: «Это я».

2. Выполнение импровизационных, этюдных заданий комиссии.

3. Собеседование по общекультурным вопросам.

2. ЦЕЛЬ И ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

2.1. Характеристика профессиональной деятельности выпускника Выпускник готовится к следующим видам деятельности: актер.

2.2. Планируемые результаты обучения Выпускник должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими виду деятельности:

Код - Наименование видов деятельности и профессиональных компетенций
ВД - Актер
ПК 1. - Применять профессиональные методы работы с драматургическим и литературным материалом
ПК 2. - Использовать в профессиональной деятельности выразительные средства различных видов сценических искусств, соответствующие видам деятельности
ПК 3. - Работать в творческом коллективе с другими исполнителями, режиссером, художником, балетмейстером, оператором, концертмейстером в рамках единого художественного замысла
ПК 4. - Создавать художественный образ актерскими средствами, соответствующими видам деятельности
ПК 5. - Самостоятельно работать над ролью на основе режиссерского замысла
ПК 6. - Общаться со зрительской аудиторией в условиях сценического представления
ПК 7. - Анализировать конкретные произведения театрального искусства
ПК 8. - Анализировать художественный процесс во время работы по созданию спектакля
ПК 9. - Использовать театроведческую и искусствоведческую литературу в своей профессиональной деятельности

Обучающийся в результате освоения программы должен иметь практический опыт:
- режиссуры и основ актерского мастерства;
- работы с исполнителями;
- руководства творческо-производственной деятельностью;

уметь:
- организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
- решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях;
- осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
- использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности;
- работать в коллективе, обеспечивать его сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством;
- ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий;
- самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;
- ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

знать:
- общие основы теории актерской профессии;
- специфику и разновидности кино жанров.

2.3. Форма обучения, режим занятий и общая трудоемкость
Форма обучения: очно-заочная.
Общая трудоемкость за весь период обучения составляет 1337 академических часа, и включает все виды аудиторной и самостоятельной работы слушателя, практики и время, отводимое на контроль качества освоения слушателем программы.

2.4. Форма документа, выдаваемого по результатам освоения программы Слушатели, успешно освоившие программу профессиональной переподготовки и прошедшие итоговую аттестацию, получают по результатам обучения диплом о переподготовке установленного образца.

5. ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ «АКТЕР ТЕАТРА И КИНО»

Рабочая программа дисциплины «Движение. Пластика»
1. Общая характеристика рабочей программы дисциплины
Цели и задачи учебной дисциплины — требования к результатам освоения программы:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование компетенции ПК-4 создавать художественный образ актерскими средствами, соответствующими видам деятельности.
В результате освоения программы обучающийся должен уметь:
- использовать при подготовке и исполнении ролей свой развитый телесный аппарат;
- свободно выполнять двигательные задачи, требующие сочетания высокого уровня координации движений, пластичности, гибкости, выразительности, силы, чувства равновесия, включая базовые элементы индивидуальной и парной акробатики, сценического боя без оружия и с оружием, манеры и этикет основных культурно-исторических эпох;
- актерски существовать в танце, воплощать при этом самые различные состояния, мысли, чувства человека и его взаимоотношения с окружающим миром в заданных обстоятельствах,
- быть в танце органичным, предельно музыкальным, убедительным, раскованным и эмоционально заразительным, следуя воле балетмейстера и режиссера, быстро переключаться из одного танцевального жанра в другой.

В результате освоения программы обучающийся должен знать:
- общие основы теории сценического движения и танца;
- методы тренинга и самостоятельной работы;

В результате освоения программы обучающийся должен владеть:
- мастерством проведения актерских тренингов, преподавания основ актерского мастерства и смежных с ним вспомогательных дисциплин.

Рекомендуемое количество часов на освоение программы: максимальной учебной нагрузки слушателя 184 часа, в том числе: обязательных учебных занятий 84 часа; самостоятельной работы 100 часов.

2. Структура и содержание рабочей программы дисциплины
2.1 Объем учебной дисциплины
Вид учебной работы - объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) - 184
Обязательные учебные занятия (всего) - 84 в том числе:
лекционные занятия - практические занятия - 84
Самостоятельная работа обучающегося (всего) - 100
Аттестация в форме зачета

1.2 Тематический план и содержание дисциплины
Тема 1. Работа над пластикой.
Определение пластических навыков слушателей. Понятие пластической выразительности, стиля. Специальный стилево-пластический тренинг актёра.

Тема 2. Принципы развития выносливости, гибкости, силы, реактивности, координации. Специальные сценические навыки. Двигательные задачи. Энергетический фактор в ритме.

Тема 3. Работа с партнером.
Принцип баланса и взаимодействия. Различные способы передвижения и преодоления препятствий. Переноска партнёра. Сценические падения.

Тема 4. Сценический бой.

Основные положения. Техника безопасности. Индивидуальные боевые действия с оружием. Парные боевые действия. Простейшие композиции. Композиции повышенной сложности.

Тема 5. Рече двигательная координация.
Ритмичность как психофизическое качество. Движение в контексте роли. Работа над пластикой в ходе репетиций.

Тема 6. Содержательно-философские аспекты движения на сцене.
Стилистика движений, манеры и этикет в различные исторические эпохи. Стилевые признаки бытовой пластики испанского дворянства ХVII в. Стилевые признаки бытовой пластики французского дворянства ХVIII в. Стилевые признаки бытовой пластики русского боярства ХVI-ХVII вв. Стилевые признаки бытовой пластики различных слоёв общества России ХIХ в.

3. Организационно-педагогические условия реализации программы
3.1. Материально-техническое обеспечение Классы для занятий, оборудованные современной звуко- и светотехникой, а также необходимым театральным оборудованием.

3.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение обучения
Основные источники:
1. Актерский тренинг: Мастерство актера в терминах Станиславского. – Москва АСТ, 2010. – (Золотой фонд актерского мастерства)
2. Гиппиус С. В. Актерский тренинг. Гимнастика чувств / С. В. Гиппиус. – Москва АСТ, 2010. – (Золотой фонд актерского мастерства)
3. Зверева Н. А. Создание актерского образа: словарь театральных терминов / Н. А. Зверева, Д. Г. Ливнев. — Москва: РАТИ – ГИТИС, 2008

Дополнительные источники:
1. Кипнис М. Актерский тренинг. 128 лучших игр и упражнений для любого тренинга / М. Кипнис. – Москва: АСТ, 2009. – (Золотой фонд актерского мастерства)
2. Кутьмин С. П. Характер и характерность: учебно-методическое пособие / С. П. Кутьмин. – Тюмень: ТГИИК, 2004 3.

4. Организация образовательного процесса.
Аудиторные занятия проходят в форме практических занятий, актерских тренингов и танцевальных занятий. Соответственно темам занятий слушатели должны готовить самостоятельные домашние задания по дисциплине: этюды на память физических действий и ощущений, наблюдения за людьми и животными, этюды на три действия (событийный анализ сценического действия), творческие акции, инсталляции.

5. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических кадров: реализация дисциплины обеспечивается педагогическими кадрами школы актерского мастерства «Лёгкие Люди», имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися творческой деятельностью.

6. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины
Аттестация по дисциплине проводится в форме зачета, задание которого состоит из представления самостоятельных практических работ в виде подготовки пластических этюдов, пластических частей учебных спектаклей и (или) фильмов, программ. Репертуар определяется в каждом конкретном случае особо, исходя из совокупных психофизических характеристик отдельных студентов, учебной группы в целом. По результату зачета выставляется оценка: «зачтено», «не зачтено».

Критерии выставления оценки:
Зачтено:
- создание яркого, выразительного, осмысленного художественного образа, - полная самоотдача на сценической площадке,
- небольшие неточности в работе с реквизитом,
- незначительное количество ошибок в правилах безопасности работы на сцене,
- видимый прогресс в достижении поставленных задач.

Не зачтено:
- значительное количество ошибок в правилах безопасности работы на сцене,
- пробелы, связанные либо с отсутствием возможности развития актёрской природы, либо с постоянными пропусками занятий и невыполнением самостоятельной работы,
- отсутствие творческого подхода при работе над ролью.

Рабочая программа дисциплины «Сценическая речь»
1. Общая характеристика рабочей программы дисциплины
Цели и задачи учебной дисциплины — требования к результатам освоения программы:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование компетенции ПК-5 самостоятельно работать над ролью на основе режиссерского замысла. В результате освоения программы обучающийся должен уметь: - органично включать в творческий процесс все возможности речи, ее дикционной, интонационно-мелодической и орфоэпической культуры; - профессионально воздействовать словом на партнера в сценическом диалоге, используя разнообразные средства, приемы и приспособления речи, создавать яркую речевую манеру и характерность; - вести роль в едином темпо-ритмическом, интонационно-мелодическом и жанрово-стилистическом ансамбле с другими исполнителями. В результате освоения программы обучающийся должен
знать:
- общие основы теории сценической речи, методы тренинга и самостоятельной работы;

В результате освоения программы обучающийся должен владеть:
- искусством речи как национальным культурным достоянием;
- культурой мышления.

Рекомендуемое количество часов на освоение программы: максимальной учебной нагрузки слушателя 184 часа, в том числе:
обязательных учебных занятий 84 часа;
самостоятельной работы 100 часов.

2. Структура и содержание рабочей программы дисциплины
2.1 Объем учебной дисциплины

Вид учебной работы - объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) - 184
Обязательные учебные занятия (всего) - 84 в том числе:
лекционные занятия практические занятия - 84
Самостоятельная работа обучающегося (всего) - 100
Аттестация в форме зачета.

2.2. Тематический план и содержание дисциплины
Тема 1. Речевые особенности.
Определение речевых особенностей слушателя. Понятие говора, дефектов звукоизвлечения и дыхания. Формирование у слушателей представления об индивидуальном тренинге. Принципы тренировки голосо-речевого аппарата. Определение степени мышечного напряжения в области речеобразующих органов.

Тема 2. Виды дыхания.
Основные виды дыхания, используемые в сценической речи: речевое, певческое. Подвиды: нижнее и верхнее, длинное, короткое, диафрагмальное, полное. Координация движения и дыхания.

Тема 3. Звукоизвлечение.
Звукоизвлечение: резонаторы, дикция. Основные принципы развития, методики контроля. Принципы тренировки голосо-речевого аппарата. Артикуляция, дикция. Голосоведение.

Тема 4. Работа со стихотворным материалом.
Принципы работы со стихотворным материалом, метром, рифмой, содержанием. Ритмическая организация стихотворной формы. Осваивание стихотворного материала. Художественное чтение. Основы теории стихосложения.

Тема 5. Работа над прозаическим текстом.
Принципы работы с прозаическим материалом. Жанр произведения. Его смысл и авторский замысел. Выразительность и действенность рассказчика. Диалог. Основные принципы работы над сценическим монологом.

3. Организационно-педагогические условия реализации программы
3.1 Материально-техническое обеспечение.
Классы для занятий, оборудованные современной звуко- и светотехникой, а также необходимым театральным оборудованием.

3.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение обучения
Основные источники:
1. Кнебель М. О. Слово в творчестве актера / М. О. Кнебель. – Москва: РАТИ–ГИТИС, 2009
2. Станиславский К. С. Искусство представления / К. С. Станиславский. – СПб: Азбука-классика, 2010
3. Сценическая речь : теория.история. практика / Коллективная монография. [Отв. ред. В. Н. Галендеев; ред.- сост. Л. Д. Алфёрова]. – СПб: СПбГАТИ, 2013. – 279с.;
4. Васильев Ю. Сценическая речь: ощущение — движение — звучание. Вариации для тренинга: Учебное пособие. СПб.: СПбГАТИ, 2012. — 342 с.: ил.;

Дополнительные источники:
1. Василенко, Ю.С. Голос. Фониатрические аспекты / Ю. Василенко. – М.: Энергоиздат, 2002,. – 481 с.
2. Сценическая речь: учебник для студентов театральных учебных заведени й. – М. ГИТИС, 2011. - 556 с. 3.

4. Организация образовательного процесса
Аудиторные занятия проходят в форме практических занятий, актерских тренингов с применением речевых упражнений. Соответственно темам занятий слушатели должны готовить самостоятельные домашние задания по дисциплине.

5. Кадровое обеспечение образовательного процесса.
Требования к квалификации педагогических кадров: реализация дисциплины обеспечивается педагогическими кадрами школы актерского мастерства «Лёгкие Люди», имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися творческой деятельностью.

5. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины
Аттестация по дисциплине проводится в форме зачета. По результату зачета выставляется оценка: «зачтено», «не зачтено».

Критерии выставления оценки:
Зачтено:
- Ответы на вопросы логичные, аргументированные, обнаруживается глубокое знание профессиональных терминов, понятий, категорий;
- очевидны содержательные межпредметные связи;
- приводятся убедительные примеры на основе прочитанных пьес;
- делаются содержательные выводы, демонстрируется знание специальной литературы в рамках учебного курса и дополнительных источников информации.

Не зачтено:
- В ответах недостаточно раскрыты профессиональные понятия, категории;
- наблюдается стремление подменить научное обоснование проблем рассуждениями обыденно-повседневного бытового характера;
- присутствует ряд серьезных неточностей;
- выводы поверхностные или отсутствуют.

Примерный перечень вопросов к зачету:
1. Как воплотить особенности авторской поэтики, смысл, стиль и жанр произведения?
2. В чем важность чтения монологов как упражнений в словесном действии, в овладении характером мышления героя, способом выражения его мыслей и чувств?
3. Объясните значение «вольный стих», «свободный стих», «белый стих».
4. Что такое типология речевых мелодик?
5. Что такое речевая пауза, речевой такт? Виды речевых тактов, смысловое ударение, инверсия, дифференциация частей текста по смыслу. В чем принцип выстраивания логической перспективы развития мысли.
6. Для чего нужны нормы произношения и ударения в современном русском языке. Что такое правила орфоэпии? В чем заключается орфоэпический разбор текста?
7. Что такое процесс голосообразования, посыл звука, мягкая атака, твердая атака, основы резонаторного звучания голоса. Грудной резонатор, «Маска», головной резонатор. Определение и укрепление центра голоса.

Рабочая программа дисциплины «Актерское мастерство»
1. Общая характеристика рабочей программы дисциплины
Цели и задачи учебной дисциплины — требования к результатам освоения программы:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование компетенций ПК-4 - анализировать художественный процесс во время работы по созданию спектакля; ПК-6-общаться со зрительской аудиторией в условиях сценического представления; ПК-8- анализировать художественный процесс во время работы по созданию спектакля. В результате освоения дисциплины обучающийся должен

уметь:
- работать в коллективе, обеспечивать его сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством;
- ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий;

В результате освоения программы обучающийся должен знать:
- общие основы теории актерской профессии;

В результате освоения программы обучающийся должен владеть:
- основами режиссуры и актерского мастерства;

Рекомендуемое количество часов на освоение программы:
максимальной учебной нагрузки слушателя - 779 часов, в том числе:
обязательных учебных занятий - 279 часов;
самостоятельной работы - 500 часов.

2. Структура и содержание рабочей программы дисциплины
2.1 Объем учебной дисциплины
Вид учебной работы - объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) - 779
Обязательные учебные занятия (всего) - 279 в том числе:
практические занятия (если предусмотрено) - 279
Самостоятельная работа обучающегося (всего) - 500
Аттестация в форме экзамена.

2.2. Тематический план и содержание дисциплины
Тема 1. История актёрского мастерства.
Знакомство с различными театральными школами: К.Станиславский, М. Чехов, Е. Гратовский.

Тема 2. «Работа актёра над собой»
Формирование представления об актёрском психофизическом тренинге. Релаксация. Воспитание раскованности. Снятие психологических барьеров, которые ведут к мышечному зажиму.

Тема 3. Развитие внимания, памяти и воображения, как основных инструментов актёрской работы.
Релаксация. Воспитание раскованности.

Тема 4. Методика наблюдения.
Необходимость сбора и фиксации поведенческих особенностей животных, людей.

Тема 5. Психологическая литература, как источник профессиональных идей для актёра. Разбор поведенческих паттернов на примере героев Ф.М. Достоевского.

Тема 6. Понятие внутреннего монолога.
Соотнесение его с текстом роли.

Тема 7. «Работа актёра над ролью».
Принципы создания образа. «Зерно роли». Принципы от «внешнего к внутреннему» или от «внутреннего к внешнему».

Тема 8. Понятие сквозного действия.
Развитие образа в контексте спектакля, кино. Создание небольших самостоятельных работ слушателями. Умение работы в группе, в парах. Слушать, видеть и понимать партнера.

Тема 9. Работа актёра с текстом.
Речевые особенности персонажа. Корректировка литературного материала (самостоятельность выбора – одно из ключевых требований). Понятия о рифме, размере и ритме в стихотворном материале. Анализ литературного текста. Обращение внимания на смысловую проблематику, которую слушатель пытается открыть для себя посредством слова.

Тема 10. Б. Брехт.
Работа актёра над образом по методу отстранения, использование этой методики в современном документальном театре.

Тема 11. Специфика работы актёра в кино.
Создание небольших самостоятельных работ слушателями. Умение работы в группе, в парах. Слушать, видеть и понимать партнера.

Тема 12. Эмоциональная подвижность.
Техника безопасности. Снятие психологических барьеров, которые ведут к мышечному зажиму.

3. Организационно-педагогические условия реализации программы
3.1. Материально-техническое обеспечение
• Классы для занятий, оборудованные современной звуко- и светотехникой, а также необходимым театральным оборудованием;
• Театральная площадка «Скороход»;
• Аудитории и учебный кинопавильон Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения.

3.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение обучения
Основная литература:
1. Актерский тренинг: Мастерство актера в терминах Станиславского. – Москва АСТ, 2010. – (Золотой фонд актерского мастерства);
2. Бажанова Р. К. Феномен артистизма и его театральные разновидности / Р. К. Бажанова // Обсерватория культуры. – 2010. – № 4. – С. 42–49;
3. Венецианова М. А. Актерский тренинг. Мастерство актера в терминах Станиславского / М. А. Венецианова. – Москва: АСТ, 2010. – (Золотой фонд актерского мастерства);
4. Гительман Л. И. Зарубежное актерское искусство XIX века. Франция, Англия, Италия, США: хрестоматия / Л. И. Гительман. – Санкт- Петербург;
5. Жабровец М. В. Тренинг фантазии и воображения: методическое пособие / М. В. Жабровец. – Тюмень: РИЦ ТГАКИ;
6. Захава Б. Е. Мастерство актера и режиссера: учеб.пособие / Б. Е. Захава. – 5-е изд. – Москва: РАТИ–ГИТИС, 2008

Дополнительная литература:
1. Немирович-Данченко В. И. Рождение театра / В. И. Немирович- Данченко. – Москва: АСТ; Зебра Е; ВКТ, 2009. – (Актерская книга);
2. Новарина, Валер. Жертвующий актер / пер. с фр. Екатерины Дмитриевой // Новое литературное обозрение. – 2005. – № 73;
3. Павис П. Словарь театра / П. Павис; пер. с фр. ; под ред. Л. Баженовой. — Москва: ГИТИС, 2003;
4. Райан П. Актерский тренинг искусства быть смешным и мастерства импровизации / П. Райан; пер. с англ. – Москва: АСТ, 2010. – (Золотой фонд актерского мастерства);
5. Русский драматический театр: энциклопедия. – Москва: Большая Российская энциклопедия, 2001;
6. Русский театр. 1824-1941. Иллюстрированная хроника российскойтеатральной жизни. – Москва: Интеррос, 2006;
7. Сарабьян, Эльвира. Актерский тренинг по системе Георгия Товстоногова /Эльвира Сарабьян. – Москва: АСТ, 2010. – (Золотой фонд актерского мастерства);
8. Сарабьян, Эльвира. Актерский тренинг по системе Станиславского. Речь.
9. Слова. Голос / Эльвира Сарабьян. – Москва: АСТ, 2010. – (Золотой фонд актерского мастерства);
10. Создание актерского образа: теоретические основы / сост. и отв. ред. Н. А.Зверева Д. Г. Ливнев. – Москва: РАТИ–ГИТИС, 2008

3.3.Организация образовательного процесса
Данная программа предусматривает практические занятия в репетиционных залах школы актерского мастерства «Лёгкие Люди», съемки в учебном кино- видео центре СПБГИКиТ, практические занятия и репетиции на театральной площадке «Скороход».

3.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса.
Реализация программы обеспечивается педагогическими кадрами школы актерского мастерства «Лёгкие Люди», имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися творческой деятельностью.

4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины
Аттестация по дисциплине проводится в форме экзамена: слушатели читают наизусть несколько произведений различных жанров:
− стихотворения (написанные не «белым» стихом);
− басни (рифмованные, не прозаические);
− законченные отрывки из художественной прозы (фрагмент романа, повести, рассказа, не описание природы, а действенный, увлекательный, смешной или драматичный фрагмент).

По результату экзамена выставляется оценка: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «не удовлетворительно».

Критерии выставления оценок на экзамене:

Отлично:
- безупречная работа с реквизитом,
- создание яркого, выразительного, осмысленного художественного образа,
- полная самоотдача на сценической площадке,
- отличное знание текста и роли,
- проявление творческой фантазии и воображения при работе над ролью.

Хорошо:
- видимый прогресс в достижении поставленных задач,
- грамотная работа над собой и ролью,
- небольшие неточности в работе с реквизитом,
- не значительное количество ошибок в правилах безопасности работы на сцене;
- хорошее знание литературного материала.

Удовлетворительно:
-значительное количество ошибок в правилах безопасности работы на сцене,
- пробелы, связанные либо с отсутствием возможности развития актёрской природы, либо с постоянными пропусками занятий и невыполнением самостоятельной работы,
- отсутствие творческого подхода при работе над ролью.

Рабочая программа дисциплины «Основы работы актера»

1. Общая характеристика рабочей программы дисциплины
Цели и задачи учебной дисциплины — требования к результатам освоения программы: Процесс изучения дисциплины направлен на формирование компетенций ПК 7-анализировать конкретные произведения театрального искусства, ПК 1- применять профессиональные методы работы с драматургическим и литературным материалом. В результате освоения дисциплины обучающийся должен

уметь:
- организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
- самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;

В результате освоения программы обучающийся должен знать:
- общие основы теории актерской профессии;

В результате освоения программы обучающийся должен владеть:
- руководством творческо-производственной деятельностью;

Рекомендуемое количество часов на освоение программы:
максимальной учебной нагрузки слушателя - 60 часов, в том числе:
обязательных учебных занятий - 60 часов.

2.Структура и содержание рабочей программы дисциплины
2.1. Объем учебной дисциплины

Вид учебной работы - объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) - 60
Обязательные учебные занятия (всего) - 60 в том числе:
практические занятия (если предусмотрено) - 60
Аттестация в форме экзамена.

2.2. Тематический план и содержание дисциплины
Тема 1. Знакомство с принципами обучения на курсе, с основными задачами самостоятельной и групповой работы.

Тема 2. Введение в понятийный аппарат системы Станиславского (действие, событие, предлагаемые обстоятельства, основные термины системы). «Система Станиславского». Сверхзадача. Реалистическое направление в сценическом искусстве.

Тема 3. Знакомство со школой Михаила Чехова.
Понятия атмосферы и психологического жеста.

Тема 4. Знакомство с другими театральными школами.
Гротовский, Страсберг, техника Вью Поинт, Буто, Мейерхольд.

Тема 5. Вводные практические занятия и тренинги по освоению памяти физических действий и ощущений, наблюдению за людьми и животными.
Целесообразность направленных движений. Сценическое действие – сверхзадача. Цикл физических упражнений:
а) Развитие сосредоточенного и рассредоточенного внимания;
б) Развитие зрительного восприятия;
в) Развитие слухового и сенсорного восприятия;
г) Развитие мышечного внимания
д) Развитие творческого физического самочувствия;
е) Развитие артистической смелости.

Тема 6. Знакомство с основными принципами работы с пространством, партнёром и командой. Расширение диапазона жанров, авторских стилей драматургического материала, поиск «второго плана» роли. Верное самочувствие на сцене/ в кадре, точная логика действия, органическая жизнь в образе действующего лица, осмысление понятия «перевоплощение». Поиски внутренней и внешней характеристики образа в процессе перевоплощения.

3. Организационно-педагогические условия реализации программы.
3.1. Материально-техническое обеспечение.
Классы для занятий, оборудованные современной звуко- и светотехникой, а также необходимым театральным оборудованием.
3.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение обучения.
Основная литература:
1. Станиславский К. С. Актерский тренинг. Работа актера над ролью / К. С.Станиславский. – Москва: АСТ, 2009. – (Золотой фонд актерского мастерства);
2. Станиславский К. С. Актерский тренинг. Работа актера над собой в творческом процессе переживания: Дневник ученика / К. С.Станиславский. – Москва: АСТ, 2009. – (Золотой фонд актерского мастерства);
3. Станиславский К. С. Актерский тренинг. Учебник актерского мастерства / К. С. Станиславский. – Москва: АСТ, 2009. – (Золотой фонд актерского мастерства);
4. Станиславский К. С. Искусство представления / К. С. Станиславский. – СПб: Азбука-классика, 2010;
5. Станиславский, К. С. Работа актера над собой. М. А. Чехов. О технике актера: антология. – Москва: АРТ, 2008;

3.3. Организация образовательного процесса.
Данная программа предусматривает практические занятия в репетиционных залах школы актерского мастерства «Лёгкие Люди», съемки в учебном кино-видео центре СПБГИКиТ, практические занятия и репетиции на театральной площадке «Скороход».

3.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса.
Реализация программы обеспечивается педагогическими кадрами школы актерского мастерства «Лёгкие Люди», имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися творческой деятельностью.

4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины.
Аттестация по дисциплине проводится в форме экзамена. По результату экзамена выставляется оценка: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «не удовлетворительно».

Критерии выставления оценок на экзамене:

Отлично:
Теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, необходимые практические компетенции сформированы, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены.

Хорошо:
Теоретическое содержание курса освоено полностью, основные практические компетенции в основном сформированы, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены с незначительными ошибками.

Удовлетворительно:
Теоретическое содержание курса освоено частично, некоторые практические компетенции не сформированы, предусмотренные программой обучения учебные задачи выполнены с большим количеством ошибок.

Не удовлетворительно:
Теоретическое содержание курса не освоено, необходимые практические компетенции не сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий либо не выполнено, либо содержит грубые ошибки.

Примерный перечень вопросов для подготовки к экзамену:
1. Действия человека в жизни, на сцене и в кино – сходство и различия.
2. Сквозное действие.
3. Метод физических действий.
4. Слово, как действие.
5. «Система» К.С.Станиславского.
6. Элементы творчества в подготовке актёра.
7. Цикл физических упражнений.
8. Риторика, как способ воздействия.
9. Законы ораторской речи.
10. Техника речи.
11. Жестикуляция и пластика.
12. Работа актёра срежиссёром.
13. Съёмка производственного или творческого процесса.
14. Метод наблюдения.
15. Съёмка интервью.

Рабочая программа дисциплины «Особенности работы актера в театре».
1. Общая характеристика рабочей программы дисциплины.
Цели и задачи учебной дисциплины — требования к результатам освоения программы:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование компетенций ПК 2 использовать в профессиональной деятельности выразительные средства различных видов сценических искусств, соответствующие видам деятельности. В результате освоения дисциплины обучающийся должен

уметь:
- ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности;
- осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

В результате освоения программы обучающийся должен знать:
- специфику и разновидности кино жанров;

В результате освоения программы обучающийся должен владеть:
- основами режиссуры и актерского мастерства.

Рекомендуемое количество часов на освоение программы:
максимальной учебной нагрузки слушателя - 65 часов, в том числе:
обязательных учебных занятий - 65 часов

2. Структура и содержание рабочей программы дисциплины
2.1. Объем учебной дисциплины.
Вид учебной работы - объем часов.
Максимальная учебная нагрузка (всего) - 65
Обязательные учебные занятия (всего) - 65 в том числе:
практические занятия (если предусмотрено) 65.
Аттестация в форме экзамена.

2.2. Тематический план и содержание дисциплины
Тема 1. Концепция игрового и неигрового театра.
Театр — искусство коллективное. Театр — искусство синтетическое. Актер — носитель специфики театра. Действие — основной материал театрального искусства. Драматургия — ведущий компонент теат?
Записаться? Легко!
Оставьте контакты, и наш менеджер Саша перезвонит вам в ближайшие рабочие часы
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности